Используя наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательские данные (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Выбрать страницу

Первый онлайн-маркетплейс появился благодаря игрушкам-дозаторам – забавным механическим безделушкам, выдающим конфеты-пастилки. Невеста французского программиста Пьера Омидьяра коллекционировала такие игрушки, и он создал площадку, с помощью которой она могла бы обмениваться ими с другими коллекционерами. Платформа eBay до сих пор процветает и давно вышла за рамки безделушек.

Маркетплейс – это не интернет-магазин, а площадка, организующая продавцов и покупателей, помогающая им находить друг друга и проводить сделки. Она не продает товары и услуги самостоятельно, но выступает посредником, агрегатором: накапливает и организовывает предложения, обеспечивая дополнительную ценность сделки.

Маркетплейс от интернет-магазина отличается количеством вендоров – поставщиков товаров или услуг. Формат предполагает, что на площадке будут собраны десятки, если не тысячи вендоров. Первой крупной площадкой стал eBay, но за ним последовали другие: Uber (аналог в секторе услуг), Airbnb, Blablacar.

Главная страница первого в мире маркетплейс: eBay

маркетплейс интернет-магазин

Как работает маркетплейс – оцениваем рентабельность бизнес-идеи

Чтобы создать агрегатор товаров, собрать на одной площадке большое количество продавцов недостаточно: должна быть причина, по которой покупать через платформу выгоднее, чем без нее. Эта дополнительная ценность может быть разной: например, сервис Goat специализируется на коллекционных кроссовках и гарантирует их подлинность. Покупка на Goat – страховка от подделок. А сервис Airbnb исключает цепочку посредников между владельцами квартир и арендаторами.

Я часто консультирую людей, которые хотят организовать совместный бизнес с другом или семьей, и слышала много идей агрегаторов. Когда ко мне обращаются с такими запросами, первое, что я спрашиваю для оценки бизнес-идеи: «Почему продавцам и покупателям выгоднее пользоваться вашим сервисом, чем обходиться без него?» Остроумных предложений много, по-настоящему нужных рынку – единицы.

Начинающим бизнесменам, которые, следуя моде, интересуются созданием маркетплейсов, я рассказываю о винном сервисе Vinetrade. На первый взгляд, его идея и функционал выглядели перспективными: это была платформа для производителей и ценителей вина, предлагающая делать закупки в обход посредников.

Но она быстро прогорела, потому что оказалась не нужна. Знатоки привыкли обращаться к поставщикам напрямую без всякого агрегатора, поэтому Vinetrade продержался всего полтора года. Вот что случается, когда плохо знаешь целевую аудиторию.

Принцип работы маркетплейсов предполагает сокращение рекламных расходов для продавцов – это одна из причин, по которым они будут платить вам за размещение или давать проценты от сделок. Оценивайте свой проект с этой точки зрения: насколько он выгоден продавцам?

Не забывайте, что вендоры могут и не пожелать сотрудничать на ваших условиях, даже если вам самим предложение кажется удачным. Так произошло с сервисом аренды парковок Hello Parking: задумка была блестящей, но владельцы частных парковок предпочли держать их свободными вместо того, чтобы сдавать по низкой цене. Это еще один пример недостаточного знания целевой аудитории.

Злополучный Airbnb для машин: Hello Parking

открыть маркетплейс

Прежде, чем вложить деньги и открыть маркетплейс, ответьте на такие вопросы:

  • Кто целевая аудитория вашего сервиса?
  • Как платформа решает проблемы целевой аудитории?
  • Почему выгодно пользоваться вашей платформой?
  • Какую дополнительную ценность она создает?
  • Как вы обеспечите безопасность пользователей и прозрачность финансовых операций?

Безопасность – один из ключевых вопросов. Ваш агрегатор быстро приобретет дурную репутацию и прогорит, если вы не позаботитесь о защите финансовых операций. Агрегаторы привлекают большое количество мошенников и просто недобросовестных продавцов-покупателей. В зависимости от специфики площадки, страховкой могут быть отзывы, которые можно оставить только после завершения сделки.

Также для защиты может быть предусмотрен контроль финансовых операций со стороны агрегатора: деньги на счет продавца могут зачисляться только после подтверждения покупателем получения заказа. Вы также можете обеспечивать дополнительный контроль качества товаров или услуг.

Будьте готовы к тому, что вам придется выступать арбитром при решении конфликтных ситуаций между пользователями. Продумайте алгоритм решения типичных конфликтов, но не пытайтесь предусмотреть все: этот аспект придется дорабатывать после запуска площадки. Отнеситесь к задаче серьезно, потому что безопасность – это иногда и есть та дополнительная ценность, ради которой пользователи будут обращаться к агрегатору.

Как открыть и запустить маркетплейс?

С точки зрения стартапа создать с нуля маркетплейс не дороже, чем запустить онлайн-магазин. Базовые статьи расходов будут аналогичными:

  • Разработка сайта;
  • Техническая поддержка;
  • Генерация трафика.

В большинстве случаев функционал сайта-агрегатора похож на функционал магазина, нужно только расширение, позволяющее выставлять товары разным продавцам, а также возможность завести собственный кабинет на сайте и управлять им.

Я советую клиентам не вкладываться в полный функционал сразу – на старте часть функций все равно будет оставаться невостребованной. Разумнее подготовить базовый функционал и начать получать трафик, а затем по мере необходимости дорабатывать сервис, изучая фактические запросы целевой аудитории.

По опыту моих клиентов, после запуска доделывают 20-30% функционала. Для этого изучают пользовательский маршрут и улучшают сервис уже после того, как начинают получать прибыль. Не старайтесь сделать все правильно сразу – многие стартапы прогорели из-за того, что стремились представить идеальный функционал в момент запуска, забывая о прибыли и необходимости проверять свои идеи на практике.

Разработка и доработка сайта будет стоить вам 100-120 тысяч рублей. Стоимость технической поддержки рассчитать сложнее, но я бы закладывала не меньше 30 тысяч в месяц. Чем больше посещаемость площадки, тем больше средств потребуется вложить в поддержку.

Сразу же разрабатывайте приложение для смартфонов и других мобильных устройств и не экономьте на нем. Большинство пользователей будут обращаться к сервису через смартфоны, и неудобное приложение можно компенсировать разве что уникальным, беспримерно выгодным предложением. Но и тогда высок риск провала.

Мобильное приложение AliExpress

создание маркетплейсов

Наконец, важный этап работы – продвижение маркетплейса или генерация трафика. Тут владельцы агрегаторов находятся в привилегированном положении, потому что поисковые системы ранжируют такие площадки лучше магазинов. Постоянно обновляемый ресурс с большим объемом информации легче продвигать в Google.

К тому же сама бизнес-модель предполагает покупку и перепродажу трафика: вы закупаете его оптом, а это всегда дешевле, и затем перепродаете вендорам. Расходы на генерацию трафика закладывайте в стоимость размещения на площадке. Но не забывайте и про SEO, а также продвижение в социальных сетях.

Перед тем, как создать агрегатор услуг и товаров, проконсультируйтесь с юристами. У властей могут возникнуть вопросы к площадке. Может случиться, что ее официально прикроют или, как минимум, изрядно потреплют проверками.

Чтобы этого не произошло, оформляйте бизнес юридически чисто с самого старта, а также избегайте товаров и услуг, которые могут вызвать повышенный интерес со стороны властей. К таким товарам относятся алкоголь, лекарства, электронные устройства слежения, эротика. Также избегайте затрагивать политику, религию и азартные игры.

Впрочем, это скорее меры предосторожности, чем строгие правила. Может быть, у вас получится создать агрегатор политических консультаций или медицинских услуг, но и тогда вы должны быть готовы к рискам, связанным с повышенным вниманием правоохранительных органов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.

Adblock detector