Используя наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательские данные (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Выбрать страницу

Бриф – не синоним технического задания. Это опросник, который помогает исполнителю и заказчику достичь взаимопонимания, найти общий язык. ТЗ дает исчерпывающее представление о технической стороне, опросник – конкретизирует параметры задачи, позволяет избежать правок и быстрее утвердить готовую работу. Это гарантия для фрилансера, что он правильно понял, чего ждет клиент.

Как бриф предотвращает конфликты?

Заполнение брифа клиентом не только облегчает понимание, в каком направлении нужно двигаться при выполнении задачи, но и предотвращает конфликты. Я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда на этапе сдачи текстов клиент говорил, что все сделано неправильно.

Бывали заказчики, которые оспаривали даже количество текстов и предварительно согласованные темы. В этой ситуации документ, в котором четко зафиксированы все требования клиента, оказывался просто незаменимым: вместо бессмысленных споров мы сверялись с брифом.

Заполненный бриф на копирайт: пункты анкеты выделены жирным, ответы клиента напечатаны обычным шрифтом

бриф копирайтера

Горькая правда в том, что на фрилансе вы неизбежно столкнетесь с людьми, которые чихать хотели на любой документ, даже если на нем стоит их собственная подпись. Единственный вариант решения проблемы – избегайте сотрудничества с такими клиентами. Это невыгодно финансово, и ничего не дает в плане профессионального роста.

Однажды я переписывала контент для сайта более пяти раз, и каждый раз клиент придумывал новые, все более абсурдные правки. Они противоречили его же предыдущим тезисам… За то время, которое ушло на этот сизифов труд, я могла  написать контент для десяти других заказчиков.

Поэтому отказывайтесь от сотрудничества, если клиент не хочет заполнять анкету, нервно реагирует на уточняющие вопросы и пытается на ходу менять условия задачи. Это справедливо не только для копирайтинга, но для любой удаленной работы: написания программного кода или создания дизайна.

Как составить бриф на выполнение разных видов задач?

Бриф копирайтера отличается от анкеты, которую клиент заполняет при заказе кода или иллюстраций. Но кое-что общее есть для всех опросников:

  • Информация о клиенте. Важный пункт: правильное наименование компании, имя ответственного сотрудника, с которым вы ведете переговоры, контактные данные;
  • Базовая информация о заказе. В случае с текстами я прошу указать формат материала, объем, стиль подачи, а также площадку, на которой он будет размещен. Также должен быть пункт «цель контента»: дать информацию о продукции, привлечь внимание, увеличить продажи. Базовая информация будет отличаться в зависимости от специализации: например, бриф на рекламную кампанию должен включать цель, описание ЦА, бюджет;
  • Технические детали: как заказчик видит готовый результат. В случае копирайтинга детали – это формат предоставления текста, шрифт, ключевые слова, оформление заголовков, необходимость прописать мета-теги и элементы html-разметки, добавить иллюстрации. Я уточняю даже возможность использования буквы «ё», длину тире и вариант кавычек и делаю это не из педантичности, а потому что все эти мелочи могут оказаться принципиальными для заказчика;
  • Примеры и образцы: в случае с текстами – ссылки на материалы, которые нравятся клиенту, а если тема специфическая – источники информации, которым он доверяет;
  • Сроки: оговаривайте не только сроки сдачи всего проекта, но и промежуточные итоги. Особенно это важно для крупных проектов. Если заказывают один текст, промежуточных сроков может и не быть, а если десять – проговорить этот пункт нужно. Иначе за неделю до дедлайна может оказаться, что клиент хочет половину текстов уже сейчас, а вы не написали ни строчки;
  • Финансы: бюджет проекта, способ и сроки оплаты. No comments. Не договариваться об этом сразу и письменно – рисковать остаться без оплаты.

Пример брифа на разработку дизайна сайта: первая страница с базовыми вопросами

бриф на разработку фирменного стиля

Виды брифов

Я рассказала о том, какие должны быть пункты в анкете на написание текстов. Но всего существует 3 вида документов: медийные, креативные и экспертные. Копирайтерский опросник принадлежит к категории креативных – они описывают задачи разработки рекламного продукта.

К этой же категории относится бриф на создание сайта, с той лишь разницей, что для дизайнера основная информация – это тип сайта, его задачи, общий стиль. А технические детали – цветовая гамма, количество и тип рубрик.

Медийный вид – это шаблон для проведения рекламных мероприятий, то есть бриф на продвижение. Для него обязательно указание ЦА, конкурентов, целей, сообщения, которое должна транслировать кампания, предпочтительных форматов, а также способа оценки результатов.

Экспертный вид – это бриф на разработку фирменного стиля. В этом случае нужно получить как можно больше информации о клиенте: чем занимается компания, как давно, кто конкуренты, какой она себя видит через 5 лет, какое сообщение хочет транслировать, кто целевая аудитория.

Пример брифа на разработку дизайна сайта: технические детали, которые нужно уточнить

как составить бриф

В процессе работы вы составите свои брифы на каждый вид копирайта — создание лендинга, рассылки, контентного наполнения сайта, презентации, рекламного поста и т.д. В каждой из этих задач есть свои нюансы, выяснить которые полезно до написания текста. В то же время вы уберете то лишнее, что не относится к конкретной работе, и облегчите труд заказчика. Он будет вам благодарен — нет таких заказчиков, которые любили бы заполнять брифы!

Бриф или интервью?

Анкета – только один из вариантов получения информации о заказчике и работе. Есть и другой формат: интервью – устные переговоры с заранее подготовленными вопросами. В моей практике встречались клиенты, которые настаивали на интервью. Сотрудничая с фрилансерами, они хотели чувствовать, что заказывают контент у живого человека, а не бота.

У интервью есть свои преимущества: вы можете задавать уточняющие вопросы, направлять внимание клиента. К тому же заказчик говорит своими словами, а это дает более полное впечатление о проекте и требованиях к нему, чем сухой печатный текст. Плюс время интервью принято оплачивать.

Однако интервью – это устная договоренность, если после него возникнет конфликтная ситуация с заказчиком, вы не сможете парировать: «Мы об этом не договаривались!» Клиент скажет, что договаривались, и будет только ваше слово против его слова. Поэтому по итогам интервью все равно нужно составлять рабочую записку, я, например, сама заполняю бриф со слов заказчика и посылаю ему на подпись. Аргумент — верно ли я вас поняла?

С интервью могут возникнуть еще и организационные сложности. Опросник вы отправили клиенту, он его заполнил, когда нашел время, и прислал. А вот с интервью придется подгадать время, которое подходит всем сторонам. Даже если вы будете беседовать по телефону или Skype, может оказаться, что вы не совпадаете с клиентом часовыми поясами или у вас нет тихого места для спокойных переговоров.

Поэтому лучше использовать интервью как вспомогательный инструмент при сложных, долгоиграющих проектах. И даже по его итогам не помешает составить бриф.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями. Есть что сказать? Напишите комментарий ниже.